Наука, критерии науки, наука и религия.



На главную


         Чем отличается "наука" от "ненауки", "научная теория" от "идеологии", от "взглядов", от "художественного вымысла", от "религии", от "бреда"? Помимо чисто академического интереса, который проявляют к этому вопросу философы, иногда он переводится в чисто практическую плоскость, а это происходит всегда, когда от ответа на него зависят определенные общественные отношения. Знакомым со школы (далеким) историческим примером является судьба Джордано Бруно. Его предположение о существовании множества населенных миров, к которому и сейчас существует разное отношение, не без оснований показалось руководству такой мощной организации, как католическая церковь того времени, опасным для существующего порядка вещей, в котором эта организация занимала главенствующую роль. Домыслы Бруно были объявлены преступными, а сам он казнен. Более близким историческим примером является борьба с кибернетикой и генетикой в Советском Союзе. Эти науки были объявлены властями "ненаучными", а занимавшиеся ими люди - агентами империализма. Они были брошены в концентрационные лагеря. Посягательство на создание - пусть даже в очень отдаленной перспективе - искусственного интеллекта или объявление независимости - хотя бы неполной - наследуемых свойств от окружающей среды представляло угрозу существующему порядку вещей, и носители угрозы были нейтрализованы. В настоящее время, как, впрочем, и во все прошедшие времена, борьба с носителями радикальных идей не прекращается в рамках самой научной среды. И аргумент "ненаучности" зачастую является решающим. И это также связано с тем, что появление и общее признание новых научных идей может разрушить существующий порядок вещей, в котором имеются общепризнанные авторитеты. Дело осложняется тем, что невозможно заниматься наукой вне общества и общественных отношений, а это означает, что всегда существовали и будут существовать люди, для которых занятия наукой являются лишь средством упрочения своего материального положения и продвижения по общественной лестнице. С другой стороны, определенный консерватизм, конечно, необходим. Он является тем фильтром, который необходимо преодолеть новой теории, новой концепции для доказательства своей жизнеспособности. Поспешное принятие любой новой теории стало бы другой крайностью, не позволяющей продвинуться хоть по какому-нибудь пути хоть сколько-нибудь. Кроме того, и новшества также привлекательны для тех, кто хотел бы сыграть на них, да и просто недостаточно образованных и при этом недостаточно самокритичных людей, искренне стремящихся облагодетельствовать человечество, хватает. Поэтому проблема "научности" или, как ее называют, проблема демаркации (разграничения) играет важную роль. Что может претендовать на роль научной теории? На исследование чего стоит тратить время, силы, средства? Чему надо обучать следующее поколение ученых (а это тоже время, силы, средства)? Что и на основании каких критериев можно признать концепцией естествознания? Что думают по этому поводу сами ученые, мы обсудим далее. А вот что думают философы.
Hosted by uCoz